Игорь Руденский принял участие в очередном заседании Научного совета, образованного Научно-практическим центром стратегического планирования и управления экономикой при Президиуме Генерального совета

 Темой заседания Научного совета 14 октября в Государственной Думе стала роль финансово-банковской системы в социально-экономическом развитии России.

И.Руденский отметил, что тема уже давно актуальна для нашей страны. А на фоне санкций и ограничения доступа к внешним финансовым ресурсам, проблема недофинансированности экономики ещё больше обостряется.

Он также напомнил, что уровень монетизации российской экономики  один из самых низких в мире – около 45%. В других странах, где денежно-кредитная политика служит задачам развития экономики (в Китае, Индии, Бразилии, зоне евро, Японии, Иране, Турции), ситуация принципиально отличается от российской. Например, в Китае уровень монетизации составляет 195%, в  Великобритании, Германии, Франции, Италии – 160-175%, среднемировой уровень – 125% относительно ВВП. Ставки по кредитам нефинансовым организациям не превышают в США 3,8%,  Германии – 3,5%, во Франции – 3%, в среднем по ЕС – 4%, Китае – 4-5%.

И.Руденский также обратил внимание, что у проблемы недофинансированности экономики России есть очень важный, актуальный на сегодня для нашей страны, аспект – это инвестиции. По экспертным оценкам, чтобы преодолеть стагнацию и выйти на экономический рост до 5 – 6 % в год, нам нужно ежегодно увеличивать объем инвестиций в инфраструктуру, создание новых предприятий и модернизацию существующих мощностей на 8 % в 2015-2020 гг. и на  10% – в 2021-2025 гг. А сегодня итак небольшие новые кредиты зачастую идут не на закупку оборудования и технологий, а на реструктуризацию прежних дорогих долгов. По сути, сейчас весь инвестиционный ресурс предприятий оседает в кредитных организациях. О каком экономическом развитии может идти речь, если половина прибыли предприятий уходит на оплату процентных платежей, а вторая половина – на возврат кредитов. Высокая процентная ставка по кредитам, отсутствие длинных и дешевых ресурсов исключают инвестиционный механизм в стране.

И.Руденский также напомнил, что Сопредседатель Научного совета Аганбегян А.Г. давно уже поднимает проблему низкой доли инвестиционных кредитов в банковских активах России (из 73,5 трлн.руб (данные на 01.07.2015) лишь около 1 трлн.руб или чуть больше 1%. Это 7% от всех инвестиций в стране. Очевидно, что нужно увеличить хотя бы в 3-5 раз.

Он привел пример Китая из Аналитической записки о фондовом рынке КНР, которую в сентябре Президент РАН Фортов В.Е. представил в ГосДуму. «Модель финансового рынка КНР по сути является банковской – кредитование играет решающую роль в финансировании экономики, и лишь незначительная оставшаяся часть финансирования экономики осуществляется посредством публичных размещений акций на фондовых биржах (IPO), в отличие от так называемой англо-американской модели финансирования, в которой размещение акций доминирует над банковским кредитованием. В Китае коэффициент отношения годового объема финансирования посредством IPO к общей сумме выданных в течение года банковских кредитов в 2014г. составил всего 4,76%.» И поэтому скачки на фондовых биржах Китая не так сильно отражаются на её реальном секторе экономики.

Опыт Китая также ценен, если рассматривать механизм эмиссионно-инвестиционного кредитования для использования у нас, в целях финансирования российской промышленности. Власти Китая, последовательно проводя политику эмиссионно-инвестиционного кредитования промышленности, достигли темпов роста более 8% ВВП в год и обеспечили лидирующую позицию КНР в мировой экономике. Этот опыт свидетельствует о том, что замену устаревшего оборудования и создание новых производств можно и нужно осуществлять и в кризисных условиях.

Эмиссионно-инвестиционное кредитование стало в мировой практике одним из эффективных механизмов развития реального сектора экономики и  может стать для России одним из способов обеспечения финансового суверенитета страны, особенно в условиях бюджетных ограничений.

В отношении такого механизма оппоненты отмечают риски разгона инфляции и обвала курса рубля. Однако в этом механизме обеспечивается связывание эмиссионных денег конкретными проектами новых производств.

Несомненно, российская финансово-банковская система способна дать экономике недорогие долгосрочные кредиты, в т.ч. для обновления устаревших основных фондов, для перевооружения промышленности, - заявил И.Руденский.

С докладами также выступили Ершов М.В. (член совета, главный директор Института энергетики и финансов), Мехтиев Э.О. (Вице-президент Ассоциации российских банков), Широв А.А. (член совета, заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН). С заключительным словом выступил сопредседатель Научного совета, заведующий кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Аганбегян А.Г.