19 февраля состоялось заседание Научного совета на тему «О преодолении сжатия потребительского спроса (сокращения доходов и расходов населения) и выходе на траекторию роста экономики России»

19 февраля в Государственной Думе состоялось заседание Научного совета Научно-практического центра стратегического планирования и управления экономикой при Президиуме Генерального совета Партии «Единая Россия» на тему «О преодолении сжатия потребительского спроса (сокращения доходов и расходов населения) и выходе на траекторию роста экономики России».

В заседании приняли участие руководитель НПЦ «Экономика» Игорь Руденский, сопредседатель Научного Совета, академик РАН, заведующий кафедрой экономической теории и политики Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Абел Аганбегян, сопредседатель Научного Совета, академик РАН, директор Института народнохозяйственного прогнозирования РАН – Виктор Ивантер, другие члены Научного совета, а также приглашенные ведущие экономисты, эксперты, представители бизнес-сообществ.

Открывая заседание,  руководитель НПЦ «Экономика» Игорь Руденский отметил, что в 2014-2015 годах Научный совет провел более 10 заседаний, на которых были заслушаны доклады представителей Минэкономразвития, Министерства финансов, Министерства промышленности, Центрального банка, ведущих ученых институтов РАН и университетов, независимых научных организаций. На каждом заседании принимались развернутые рекомендации.

«Материалы Научного совета систематически публиковались на сайте Государственной Думы. По итогам этих заседаний были опубликованы две коллективные монографии – издания Государственной Думы: «Актуальные вопросы экономической стратегии России» (2014) и «О мерах по преодолению кризисных процессов в экономике России» (2015).

Сегодня мы рассматриваем тему «О преодолении сжатия потребительского спроса (сокращения доходов и расходов населения) и выходе на траекторию роста экономики России». Потребительский спрос – это индикатор уровня жизни, благосостояния граждан. А рост благосостояния граждан – это конечная цель развития экономики», - отметил Игорь Руденский.

«В свою очередь, потребительский спрос – это ещё и необходимое условие для роста экономики. При снижении потребительского спроса, невозможно рассчитывать на экономический рост. Между экономическим ростом и потребительским спросом взаимообусловленная связь.

В последнее время, по разным причинам, в том числе и объективным (санкции, цена на нефть, ухудшение в мировой экономике) происходит ухудшение состояния экономики страны, снижение доходов граждан, сжатие потребительского спроса.

Розничная торговля в 2015 году снизилась на 10%. Реальные зарплаты на 9,5%. Покупательная способность существенно снизилась, по некоторым группам товаров - более чем на 25%. По оценке Всероссийского центра уровня жизни, в 2015 году число высокообеспеченных и среднеобеспеченных россиян уменьшилось (на 25% и на 46% соответственно), а количество низкообеспеченных и наиболее нуждающихся граждан увеличилось (на 8% и на 28% соответственно)», - рассказал Игорь Руденский.

Депутат отметил, что решения Научного совета, выработанные ранее, и  направленные на преодоление негативных факторов и обеспечение устойчивого роста в экономике, становятся всё более актуальными.

«Не случайно, сейчас всё больше звучат от разных экспертов и экспертных площадок предложения, которые наш Совет ранее уже рекомендовал Правительству. Напомню кратко:

1) Для преодоления стагнации и рецессии нужен переход к новой экономической политике – политике форсированных инвестиций и вложений в человеческий капитал, при снижении инфляции и ключевой ставки Центрального банка до 4% за 3 года, при введении мощных стимулов экономического роста (налоговых, таможенных, кредитных, административных, в т.ч. по защите собственности) и институциональных преобразований (структурных реформ) для снятия барьеров экономического роста.

 

2) Надо выполнять Указ Президента о повышении нормы инвестиций. (В Указе Президента от 7 мая 2012 года №596 предусматривалось увеличение объема инвестиций не менее чем до 25 % ВВП к 2015 году и до 27 % - к 2018 году).

3) Деньги нужно направлять на приоритетные направления (и на возвратной основе):

- на технологическое перевооружение действующих предприятий, прирост мощностей, создание новых предприятий

- на создание развитой инфраструктуры в виде скоростных автострад и скоростных железных дорог, на строительство логистических центров, прежде всего, для продовольственных товаров

- на жилищное и социальное строительство

- на развитие «экономики знаний» (образование, наука, информационные и биотехнологии, здравоохранение)

4) Где взять деньги:

- увеличение доли инвестиционных кредитов в активах российских банков (в целом денежно-кредитная политика должна быть переориентирована, Центробанк должен с таргетирования инфляции перейти на таргетирование экономического роста)

- использование взаимообразно на срок до 5 лет части международных золотовалютных резервов страны

- умеренный дефицит бюджета

- инвестльгота и переход к ускоренной амортизации

- приватизация

- и другие.

5) Какие механизмы: ГЧП, госзакупки, Фонд развития промышленности, проектное финансирование, эмиссионное кредитование, институты развития.

6) Для реализации этих мер нам нужна Стратегия, в которой будут выделены приоритеты, и в её развитие нужны:

- Долгосрочная национальная программа новой индустриализации;

- Зональный план размещения производительных сил по регионам;

- Планы по развитию отдельных отраслей;

- Государственные программы.

7) Ну и не обойтись без специальной структуры, которая бы занималась развитием и с мнением которой будут считаться – Центр развития или реформ. Эта структура могла бы переориентировать исполнительный аппарат с осуществления процесса на достижение целевого результата и обеспечение персональной ответственности. Она должна координировать всю работу исполнительного аппарата, в том числе по реализации долгосрочной Стратегии социально-экономического развития страны. Необходимо четко определить круг полномочий новой структуры, в противном случае она может превратиться в очередную бюрократическую надстройку, которая будет о чем-то заявлять, но не реализовывать»,  - отметил Игорь Руденский.

 

На заседании Научного совета с основными докладами выступили В.Ивантер, А.Аганбегян, Е.Гришина (начальник отдела исследований пенсионных систем и актуарного прогнозирования социальной сферы Института социального анализа и прогнозирования Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ). В прениях и в ходе дискуссии выступили Главный директор по финансам Института энергетики и финансов Михаил Ершов, Главный научный сотрудник Центра эволюционной экономики Института экономики РАН Виталий Маневич, Заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Борис Порфирьев, Заместитель директора Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Александр Широв, Заместитель директора Независимого социального института Оксана Синявская, Ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Антон Моисеев.

По итогам докладов и выступлений членов Научного совета будут обобщены предложения по социально-экономическому развитию России, которые будут направлены руководству Партии «Единая Россия» с целью возможного использования при подготовке программного документа Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва.