Тезисы выступления на заседании патриотической платформы Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на тему «Защита отечественных сельскохозяйственных производителей – реализация Доктрины продовольственной безопасности

 Рассматриваемая сегодня тема очень актуальная.

Особенно в условиях угрозы введения экономических санкций против России.

Две недели назад наш Комитет совместно с аграрным Комитетом провел круглый стол на тему «От поля и фермы до прилавка: проблемы формирования цены и качества отечественной продовольственной продукции», на котором мы также обсуждали эти вопросы.

Было принято решение образовать рабочую группу по подготовке предложений по их решению, в том числе через законодательные инициативы.

Рассматриваемые сегодня законодательные инициативы по вопросам регулирования торговой деятельности как раз направлены на решение отдельных вопросов этой комплексной проблемы.

Наши специалисты посмотрели их и я передаю Вам их предложения для возможного учета в последующей работе.

Расходы на питание составляют почти треть расходов российской семьи.

И нужно создавать условия для того, чтобы качественные продукты питания производились преимущественно у нас, в России, и, конечно, были доступными по цене.

Важнейшей задачей государства продолжает оставаться обеспечение продовольственной безопасности, то есть способность страны самостоятельно прокормить свое население.

Инструментом реализации поставленных в Доктрине продовольственной безопасности задач является Госпрограмма развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельхозпродукции, сырья и продовольствия.

Пороговое значение доли импорта в потреблении продовольствия должно быть не более 30%, в противном случае возникает зависимость страны от импортеров продовольствия.

В настоящее время мы обеспечены зерном, картофелем, сахаром, растительным маслом выше пороговых значений продовольственной безопасности.

Однако в целом уровень потребления импортных продуктов питания в России продолжает оставаться недопустимо высоким – 44% (по оценкам экспертов).

Какие же меры нужно предпринять для решения задач по сокращению и ликвидации зависимости страны от импорта продовольствия? 

Проблема продовольственной безопасности является комплексной.

Однако несомненно, что основа продовольственной безопасности страны это развитый агропромышленный комплекс.

Основные негативные факторы, сдерживающие развитие АПК:

- изношенность основных фондов и отставание в технологии;

- диспаритет цен;

- отсутствие длинных и дешевых кредитов;

- высокая закредитованность;

- слабо развитая инфраструктура;

- высокая доля посредников в цене конечной продукции;

- монополизация рынков сбыта (розничной торговли) крупными торговыми сетями.

Ввиду низкой рентабельности (средняя рентабельность по отрасли в 2012 году всего 5 %) наши сельхозтоваропроизводители не имеют возможности направлять на развитие собственные средства.

Вывод: отечественные сельхозтоваропроизводители вынуждены в неравных условиях конкурировать с зарубежными, к тому же работающим при большем уровне государственной поддержки.

Чтобы переломить ситуацию к лучшему, нужны инвестиции для технической и технологической модернизации производства, а также внедрение инноваций.

Поэтому для привлечения частных и иностранных инвестиций необходимо улучшать инвестиционный климат.

А задача государства - обеспечить необходимый уровень государственной поддержки.

В 2013 году было прекращено субсидирование затрат сельхозтоваропроизводителей на приобретение минеральных удобрений и ГСМ.

В результате объем поддержки в расчете на 1 Га сократился с 800 руб. в 2012 году до 345 руб. в 2013 году.

 

Необходимо:

1. в разы увеличить размеры господдержки АПК (до размеров, согласованных с ВТО - 9 млрд. долларов США в год);

2. переориентировать меры поддержки от субсидирования кредитов, на которые раньше уходило до 70 % всех средств, к прямым выплатам сельхозпроизводителям (субсидии на гектар и на литр реализованного молока);

3. ориентироваться на опыт зарубежных стран, которые эффективно поддерживают своих сельхозпроизводителей и при этом не нарушают правил ВТО.

Так, в Индии существует такой механизм субсидирования, при котором деньги выделяются производителям минеральных удобрений при условии, что эти удобрения будут проданы внутренним сельхозтоваропроизводителям по цене ниже рыночной. А в Канаде фермерам продают ГСМ, не облагаемые акцизами;

4. создать на селе крайне необходимую транспортную, энергетическую и коммунальную инфраструктуру;

5. повысить привлекательность сельских территорий для жизни и работы;

6. обеспечить сельским предпринимателям доступ к длинным и дешевым кредитам, гарантировать кредиты, выдаваемые на техническое перевооружение, закупку удобрений и ГСМ, активно использовать механизм лизинга сельхозоборудования;

7. системно решить вопрос движения сельхозпродукции от поля до прилавка;

8. создавать и поддерживать гарантированный спрос на отечественную сельхозпродукцию за счет следующих мер государства:

- осуществлять приоритетные закупки для госнужд сельхозпродукции отечественного производства через контрактную систему.

Недавно Минпромторг выступил с предложением о том, чтобы 80% товаров, закупаемых государством и госкомпаниями, были отечественными. Это часть программы импортозамещения.

- стимулировать внутренний спроса на отечественную сельхозпродукцию, через программы питания в организациях социальной и образовательной сферы, в вооруженных силах и правоохранительной системе в рамках проведения госзакупок.

- возродить потребкооперацию.

Она способна решить острейшую на сегодняшний день проблему сбыта сельхозпродукции.

Необходимо дополнить Госпрограмму развития сельского хозяйства комплексом мероприятий, направленных на развитие сельхозкооперации.

Сбыт отечественной продукции во многом зависит от деятельности торговых сетей.

Сейчас в торговых сетях крайне мало отечественной продукции. Поэтому, необходимо обязать ритейлеров отдавать 25-30 % ассортимента под продукцию отечественного производства, а в сельской местности предусмотреть до 50 %.

Серьезной причиной роста розничных цен на продовольствие является наличие необоснованно большого числа посредников между производителем и потребителем.

По разным оценкам, сейчас в России доля производителя в конечной цене продукции составляет в среднем всего около 20 – 25 %, То есть все остальное, за исключением оптовых и розничных наценок, распределяется между посредниками.

Можно рассмотреть вопрос о введении регулирования торговой наценки на отдельные виды товаров через заключение соглашения между исполнительными органами госвласти и хозяйствующими субъектами.

Торговые сети оказывают ценовое давление на предприятия, «изымают» у них дополнительные финансовые средства, навязывая  маркетинговые исследования по изучению покупательского спроса на продукцию, статистики продаж товара и т.п.

Например, в хлебопекарных предприятий вознаграждение для сетей по таким договорам доходит до 30 % от объема закупок хлеба.

Острая проблема во взаимоотношениях с торговыми сетями представляет рост возврата хлебобулочных изделий, в результате хлебопекарные предприятия фактически принимают на себя риски торговли по сделанным ими же заказам.

Процент возврата хлеба ритейлерами составляет от 8 до 26 %. В результате суммарные потери хлебопекарей России составляют до 29 миллиардов рублей. И эти запланированные потери они вынуждены закладывать в цену хлеба.

А несвоевременность расчетов торговых предприятий с хлебозаводами приводит к росту дебиторской задолженности мукомольных предприятий.

Уверен, что сегодняшнее обсуждение внесет вклад в решение этих проблем.