Тезисы выступления на Тюменском инвестиционном форуме (18.02.2015)

Ситуация в российской экономике сегодня продолжает оставаться непростой.

Правительство разработало антикризисный план, но его нужно серьезно дорабатывать.

Самое главное сейчас – отказаться от сокращения инвестиционной составляющей в бюджетах всех уровней.

Из-за сокращения инвестиций – как государственных, так и частных, российская экономика начала стагнировать, а затем вступила в полосу рецессии.

Если мы перестанем инвестировать сейчас  – это будет очень негативный сигнал для бизнеса.

Можем спровоцировать сворачивание инвестпроектов и еще одну волну оттока капитала из страны.

В предыдущие годы Правительством было сделано немало для улучшения инвестиционного климата в стране.

 

Создан институт уполномоченных по защите прав предпринимателей.

 

 

Их основная задача - защищать права предпринимателей и контролировать соблюдение этих прав должностными лицами органов власти.

 

Теперь любой предприниматель может подать жалобу Уполномоченному,  который обязан рассмотреть ее и принять меры.

 

Свои уполномоченные есть и в каждом регионе России – это позволяет более оперативно решать вопросы защиты интересов бизнеса на местах.

 

 

Приняты и начали реализовываться на практике «дорожные карты» по улучшению условий ведения бизнеса.

Во многих регионах страны был внедрен стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата, разработанный Агентством стратегических инициатив (АСИ).

Создано Агентство кредитных гарантий (АКГ) для малого и среднего бизнеса с уставным капиталом 50 млрд.руб. на проекты до 1 млрд руб.

В августе 2014 года создан Фонд развития промышленности. Размер фонда на ближайшие 3 года - 20 млрд.рублей.

Принята программа проектного финансирования (ключ.ставка +1%; 50 млрд.руб.из бюджета + 30 млрд.руб.на госгарантии; на проекты от 1 до 20 млрд.руб.).

 

Однако этих мер недостаточно для оживления экономики.

При текущей ключевой ставке в 15% невозможно развивать импортозамещение в промышленности и сельском хозяйстве.

Для малого и среднего бизнеса такая ставка просто убийственна.

Но Банк России должен сам разработать механизмы доступного кредитования реального сектора экономики.

Чтобы оживить экономику, нужно срочно переходить к политике развития, которая должна быть основана на форсированных инвестициях.

Нам нужно увеличивать их ежегодно на 8-10%, чтобы довести норму инвестиций до среднемирового значения 25% к 2020 году.

А для этого нам потребуется дополнительно по 1,5 трлн. руб. в год (или менее 35 млрд. долл).

Это не астрономическая сумма – например, ЦБ с конца 2013 г. израсходовал 150 млрд. долл. на разные цели, в том числе на поддержку рубля.

Эти деньги фактически достались валютным спекулянтам, а на экономический рост денег не нашлось.

 

Тем не менее, источники для инвестирования в будущее у нас есть.

 

В том числе:

1.    Заимствование части золотовалютных резервов и ресурсов ФНБ (470 млрд. долл.) на срок до 5 лет – по 50 млрд. долл. в год.

При такой схеме заимствований неснижаемый остаток  золотовалютных резервов будет находиться на уровне свыше 200 млрд. долл.

По оценкам экспертов (Аганбегян), этого будет достаточно для обеспечения финансовой безопасности страны;

2.    Увеличение дефицита бюджета до безопасного уровня 3% (как, например, в странах ЕС);

 

3.    Увеличение доли инвестиционных кредитов в банковских активах (из 67 трлн.руб лишь 1трлн.руб или 1,5%. Это 8% от всех инвестиций в стране).

 

4.    Возврат 50-процентной инвестльготы промышленным предприятиям (чтобы простимулировать их технологическое перевооружение).

 

5.    Увеличение в разы объемов программы Проектного финансирования.

 

Основные направления инвестирования:

- техперевооружение действующих промышленных предприятий и строительство новых (особенно в высокотехнологичных отраслях);

-  развитие импортозамещения в сельском хозяйстве, производстве лекарств и комплектующих, которые используются при производстве практически всех товаров;

- создание развитой инфраструктуры (скоростные железные дороги и автострады);

-  форсированное жилищное строительство;

-  приоритетное развитие «экономики знаний» (здравоохранения, образования, науки, информационных технологий, биотехнологий, микроэлектроники и т.д.).

 

Самая важная задача на ближайшую перспективу - оживить деловую активность, в первую очередь - малого и среднего бизнеса.

Малый и средний бизнес – это один из важнейших секторов экономики.

Он решает проблему занятости населения и активизирует экономический рост.

Сегодня малый бизнес формирует 40-50% ВВП в США, Китае и странах Евросоюза.

В России малый бизнес создает лишь 15% ВВП и сегодня находится под угрозой.

Количество малых предприятий и ИП сокращается – предприниматели не выдерживают налогового бремени и административного давления.

Малый и средний бизнес устал от половинчатых и непродуманных решений.

Среди таких решений – повышение страховых взносов для предпринимателей, работающих на спецрежимах, и для самозанятых, переход к кадастровой оценке земли и недвижимости, введение новых сборов.

Малый бизнес может и должен стать одним из основных драйверов развития импортозамещения.

Для этого у предпринимателей есть все – гибкость и мобильность в принятии решений, знания, опыт и желание работать на благо своей страны.

Нужно лишь оказать бизнесу поддержку в тех сферах, где она действительно необходима.

А именно – убрать административные барьеры, снизить налоговую нагрузку и дать доступ к недорогим кредитам.

 

Для этого необходимо принять следующие меры:

 

1.     По проверкам:

 

1.1. Нужен мораторий на проверки малого бизнеса (опыт Казахстана, Грузии)

1.2. Сократить все существующие контрольно-надзорные органы, которые в настоящее время наделены полномочиями по проведению проверок субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), до двух проверяющих инстанций:

- функции по  проведению  проверок на потребительском рынке возложить на Роспотребнадзор;

- создать специальный орган, который  будет осуществлять государственный  контроль в сфере производства и эксплуатации

 

 

2.     По налогам:

2.1. Мораторий на повышение любых налогов на бизнес (как указал Президент – на 4 года).

 

 

2.2. Возврат 50-процентной инвестльготы.

 

 

2.3. Снизить до 14% совокупный тариф страховых взносов в государственные внебюджетные фонды для субъектов МСП:

- с 1 июня 2015 года – бессрочно - для субъектов МСП, осуществляющих деятельность в производственной сфере;

- с 1 июня 2015 года до 1 января 2019 года - для всех субъектов малого предпринимательства, применяющих специальные налоговые режимы.

 

2.4. Увеличить остаточную стоимость основных фондов, при которой становится возможным переход организации к применению упрощенной системы налогообложения, со 100 млн.рублей до 500 млн.рублей.

 

 

И остальные критерии для малого бизнеса (предельный размер выручки, численность работников) нужно также срочно увеличивать.

 

А для легкой промышленности сделать особое исключение в предельной численности работников, учитывая специфику отрасли.

 

 

 

3.     По кредитам:

3.1. Снижение ключевой ставки до прогнозируемого уровня инфляции!

 

3.2. Многократное увеличение бюджетных ассигнований на цели проектного финансирования в реальном секторе экономики. Нужно резко, в разы увеличить лимит рефинансирования ЦБ по этой программе (с 50 млрд.руб до 500 млрд.руб.) и объем возможных госгарантий (с 30 млрд.руб. до 300 млрд.руб.).

 

3.3. Увеличить лимит кредитования ОАО «Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства» (ОАО «МСП Банк») до 600 млн.рублей на один проект.

 

3.4. А также уже выше озвученное предложение по увеличению доли инвестиционных кредитов в банковских активах.

 

И начать с того, что небольшую часть «коротких денег» из банковских активов (к примеру, 2%) преобразовать в «длинные деньги», которые направить на инвестиции.

 

В США, Японии и других странах с этой целью казначейство выпускает ценные бумаги, рассчитанные на длительный период (до 40-50 лет).

 

Центральные Банки приобретают эти бумаги, в среднем под 5% годовых.

 

Так формируются «длинные пассивы», под которые Центральные Банки выдают коммерческим банкам инвесткредиты на срок от 5 до 20 лет в зависимости от окупаемости проекта.