Тезисы выступления на конференции РСПП 17.03.2015 г.

Тезисы выступления на конференции РСПП на тему:

«Устранение административных барьеров и оптимизация государственного контроля как фактор восстановления экономического роста»

(17.03.2015 г.)

Ситуация в российской экономике сегодня продолжает оставаться весьма непростой.

 

Но, вместе с тем, в связи с девальвацией рубля у нас появилась уникальная возможность поднять экономику и развить свое производство.

 

Для этого, в первую очередь, нужны инвестиции. Без увеличения инвестиций не будет экономического роста.

 

Но есть одна серьезная проблема, которая удерживает инвесторов от реализации проектов в России и не дает нормально развиваться бизнесу, особенно малому и среднему.

 

Это административные барьеры (в первую очередь, проверки хозяйствующих субъектов).

 

В настоящее время в России насчитывается более 50 контрольно-надзорных органов, которые вправе проводить такие проверки.

 

И хотя формально количество проверок сокращается из года в год, де-факто муниципальные чиновники усиливают давление на бизнес.

 

К примеру, предприниматели жалуются, что в магазины бытовой техники теперь приходят с проверками сотрудники службы фитосанитарного контроля.

 

Помимо муниципальных чиновников, проверками бизнеса занимаются различные ГУПы и МУПы, в том числе такие, как МУП «Станция по борьбе с болезнями животных».

 

Помимо этого, бизнес до сих пор терроризируют досудебными расследованиями и обысками, парализующими деятельность компаний.

 

При этом практика показывает, что наиболее злостными нарушителями порядка зачастую выступают сами правоохранители.

 

А обыск помещений и изъятие документации во многих случаях проводится простым распоряжением начальника полиции без санкции суда.

 

Одна из причин  происходящего - в том, что сейчас прокурорский надзор над органами, проверяющими бизнес, ослаблен.

 

Поэтому не только контрольно-надзорные, но и правоохранительные органы часто чувствуют себя выше закона.

 

И в этом – коренное различие условий ведения бизнеса в России и за рубежом, скажем, в странах Евросоюза.  

Например,  в Италии сотрудники префектуры проверяют предприятия раз в 5-7 лет.

 

При этом проверки направлены не на поиск нарушений или вымогательство денег у бизнеса.

 

Основная цель чиновников, проверяющих предприятие - узнать, чем префектура может помочь предпринимателю, чтобы его бизнес был еще более успешным. 

 

В странах Евросоюза, Китае, Сингапуре, США власти стремятся создать максимально благоприятные условия для открытия и ведения бизнеса.

 

В том числе - свести к минимуму количество госорганов, проверяющих бизнес.

 

Для контроля соблюдения предпринимателями норм законодательства в этих странах применяются другие механизмы – страхование рисков, страхование ответственности, саморегулирование.

 

При этом соблюдение предпринимателями законодательных норм обеспечивается там в основном за счет самоорганизации бизнеса.

 

Именно в рамках бизнес-ассоциаций формируются правила и стандарты, обязательные для всех участников рынка.

 

Поэтому в развитых странах нет необходимости в огромном штате чиновников, проверяющих бизнес.

 

Несмотря на то, что Россия улучшила свои позиции в рейтинге Всемирного банка по условиям ведения бизнеса (со 120-го места в 2009 году до 92-го в 2014 году), проблема административного давления на бизнес по-прежнему остается острой.

 

Со своей стороны Государственная Дума принимала активное участие в работе по снижению административных барьеров и улучшению делового климата.

 

А именно:

 

За последние годы приняты законы, позволяющие использовать механизм «одного окна» для регистрации бизнеса.

 

Благодаря этому открыть собственное дело теперь можно за 18 дней, а не за 43, как было ранее.

 

Сокращается продолжительность процедуры регистрации права собственности при осуществлении предпринимательской деятельности.

 

Для повышения прозрачности проверок бизнеса принят закон, предусматривающий создание единого реестра проверок, проводимых на территории РФ. 

 

Этот реестр будет содержать информацию об основаниях, сроках и результатах проведения проверок.

 

Открытый доступ к информации, содержащейся в реестре, позволит снизить административное давление и повысить защищенность бизнеса.

 

Введение единого реестра намечено в несколько этапов:

•с 1 июля 2015 г. – в отношении федеральных проверок;

•с 1 июля 2016 г. – региональных;

•с 1 января 2017 г. – муниципальных.

 

Постепенно снижается объем неоправданных требований к бизнесу.

 

В частности, запрещено требовать от предпринимателей документы и информацию, которые ранее уже ими предоставлялись либо находятся в распоряжении других органов власти.

 

В отдельных сферах деятельности упрощается процедура представления юрлицами и ИП учредительных документов, нотариально заверенных копий и выписок из реестров.

 

В ближайшее время мы предполагаем запретить контрольно-надзорным органам запрашивать у предпринимателей информацию, которая содержится в государственных информационных системах, реестрах или регистрах.

 

Вместо этого проверяющие органы должны будут запрашивать такие документы через единую систему межведомственного взаимодействия, в том числе в электронном виде. (эти законопроекты скоро будут рассмотрены во 2 чтении)

 

Все это позволяет постепенно устранять бюрократические проблемы и снижать административную нагрузку на  предпринимателей.

 

Однако мы понимаем, что этого недостаточно.

Сейчас мы предлагаем, в качестве срочной меры, ввести на период кризиса мораторий на любые проверки малого бизнеса (аналогичный позитивный опыт накоплен в Казахстане и Грузии).

 

Мы также начали обсуждение с общественными организациями комплекса мер системного характера в части сокращения административных барьеров.

 

Надеемся, что за ближайшие полгода мы выработаем концепцию (программу) минимизации административных барьеров и к концу года ее примем.

 

 

 

Основой этой концепции могли бы стать несколько простых и понятных принципов. К примеру:

 

1. Запрет на проведение проверок по одному и тому же предмету различными контрольно-надзорными органами (к примеру, один только финансовый контроль могут одновременно осуществлять сразу 10 инстанций).

 

2. Однозначное и исчерпывающее определение предмета контроля и надзора. Запрет на расширительное толкование предмета контроля и надзора.

 

3. Введение прямой и конкретной ответственности чиновников, осуществляющих контрольно-надзорные полномочия, за неправомерные действия в отношении предпринимателя, приведшие к причинению материального ущерба или потере бизнеса.

 

Эта ответственность должна выражаться и во взыскании с чиновников-нарушителей компенсации в пользу пострадавших предпринимателей, и в пожизненной дисквалификации таких чиновников.

 

4. Унификация и стандартизация всех требований всех контрольно-надзорных органов в части порядка, сроков и формы подачи сведений и отчетности.

 

Первый шаг к реальной минимизации административных барьеров – это полный анализ деятельности всех государственных и муниципальных контрольно-надзорных органов.  

 

Цель такого анализа – выявить «точки» избыточного регулирования и сферы дублирования полномочий контрольно-надзорных органов, проверяющих бизнес.

 

А в перспективе, после апробации концепции на практике, можно будет рассмотреть вопрос о сокращении количества органов, проверяющих малый и средний бизнес, до двух проверяющих инстанций:

 

- функции по  проведению  проверок на потребительском рынке возложить на Роспотребнадзор;

 

- создать специальный орган, который  будет осуществлять государственный  контроль в сфере производства и эксплуатации

 

Сегодня нам нужно объединить усилия для того, чтобы условия ведения бизнеса в России стали прозрачными, комфортными и предсказуемыми.

 

От этого зависит благополучие и процветание нашей страны, ее экономическая безопасность и экономический суверенитет.

 

Со своей стороны Государственная Дума готова к сотрудничеству в части создания правовых условий для эффективной самоорганизации бизнеса и осуществления активного гражданского контроля деятельности чиновников.