Тезисы выступления на конференции, посвященной 20-летию ВШКУ (16.05.14)

За прошедшие годы Россия достигла определенных успехов в экономическом развитии:

 
1. Накоплены третьи по величине в мире (после Китая и Японии) золотовалютные резервы (471 млрд.$). 
 
2. Сформирован практически бездефицитный бюджет (в 2013 году – 0,5% ВВП. В Великобритании – 8,2%, в США – 8,7 %, в Японии – 10%).
 
3. Уровень госдолга – один из самых низких в мире (12 % ВВП) из них внешний долг всего 2,7%. В большинстве развитых стран долговая нагрузка уже превышает объём ВВП.
 
4. Созданы «подушки безопасности» -  Резервный фонд (3,14 трлн. рублей, или 4,3 % ВВП) и Фонд национального благосостояния (3,13 трлн. рублей, или 4,3 % ВВП).
 
5. Из Фонда национального благосостояния выделено 450 млрд.рублей на реализацию крупных инфраструктурных проектов.
 
А именно - на строительство Центральной кольцевой автодороги,  на реконструкцию Байкало-Амурской магистрали и Транссиба.
 
Также ведется строительство высокоскоростной магистрали между Москвой и Казанью.
 
Вообще я считаю, что инвестиции в инфраструктуру жизненно важны для развития экономики.
 
Вложения в инфраструктуру обеспечивают занятость населения, развитие промышленности и транспорта.
 
Повышается удобство ведения бизнеса, уплотняется и становится более комфортной для проживания территория страны.
 
6. Россия вступила в ВТО. 
 
Поскольку мы интегрированы в мировую экономику, невозможно изолироваться от глобализационных процессов. 
 
Стать членом ВТО России нужно было хотя бы для того, чтобы наши экспортеры и дальше не находились в заведомо неравных условиях с зарубежными конкурентами.
 
7. Создана национальная платежная система. А это очень важный шаг к укреплению финансовой самостоятельности России.
 
8. На территории России созданы 27 особых экономических зон, резидентам которых предоставлены 10-летние льготы по налогу на прибыль, имущество и землю. 
 
Наиболее успешно функционируют ОЭЗ в Калининграде, Татарстане, Липецке. 
 
ОЭЗ также планируется создать на территории Республики Крым.
 
Кроме того, в Сибири и на Дальнем Востоке создаются территории опережающего развития.
 
Инвесторам, реализующим проекты на этих территориях, предоставят 5-летние налоговые каникулы и льготы по страховым взносам.
 
Для них будет также организовано упрощенное подключение к энергосетям и ускоренное получение разрешения на строительство. 
 
 
9. К настоящему моменту создано 19 институтов развития, в которые с 2005 года «закачано» более 2,5 трлн.рублей. Сегодня пришло время оценить эффективность их работы. 
 
10. В 2014 году были заморожены тарифы на услуги естественных монополий. 
 
Это было сделано, чтобы предприятия инвестировали высвободившиеся средства в модернизацию и развитие.
 
К сожалению, наметился и негативный тренд – темпы роста экономики снизились до 1% по итогам 2013 года.
 
Это произошло из-за задержки перехода от политики стабилизации к политике развития.
 
Чтобы догнать развитые страны, нам нужен экономический рост на уровне 6-8% в год.
 
А сегодня уже всем очевидно, что действующая модель управления экономикой не способна обеспечивать такие темпы роста даже при стабильно высоких ценах на нефть.
 
К сожалению, Правительство вчера утвердило консервативный сценарий социально-экономического развития на 2014-2017 годы.
 
Согласно этому сценарию, темпы экономического роста России в ближайшие годы будут в 2 раза ниже мировых.
 
То есть в прогнозах Правительства закладывается отставание нашей страны не только от развитых, но и от развивающихся стран.
 
Комитет Государственной Думы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству резко против такого подхода.
 
Чтобы экономика развивалась, нужно наращивать инвестиции.
 
А у нас в прошлом году при росте частных инвестиций на 10% сократились госинвестиции. И в частности – инвестиции госкомпаний.
 
Это произошло из-за замораживания тарифов.
 
Я вообще считаю, что замораживание тарифов ни к чему хорошему не приведет.                      
 
Это замкнутый круг: замораживаются тарифы – снижается объем прибыли. Падает прибыль – не обновляются основные фонды. Устаревают фонды – увеличивается себестоимость продукции и услуг. Растут издержки – растут тарифы.  
 
Если мы хотим снизить тарифы, нам нужно снижать издержки. 
 
А для этого нужно пересмотреть структуру издержек и исключить непрофильные издержки. 
 
Нужно помнить, что без инвестиций у России нет будущего. 
 
Поэтому нужно не сокращать инвестиции и урезать льготы предприятиям, как предлагает Минфин, а в разы увеличивать господдержку российских производителей. 
 
Это позволит увеличить выпуск товаров, и, как следствие, повлечет за собой рост налогооблагаемой базы и кратное увеличение налоговых поступлений в бюджет.
 
Как известно, экономика любой страны держится на «трех китах» - налоговой политике, бюджетной политике и госзакупках.
 
Нам нужно совершенствовать налоговую систему, ориентировать ее на стимулирование производства и инвестиций.
 
А сегодня приходится констатировать, что наша налоговая система неконкурентоспособна.
 
По оценкам Всемирного банка, Россия находится на 152-м месте по уровню налоговой нагрузки.
 
У нас совокупная налоговая нагрузка на бизнес составляет 50,7%, тогда как в развитых странах не превышает 34%.
 
Действующая налоговая система не располагает стимулами для увеличения нормы инвестиций до 25% к 2015 году, как это предусмотрено указами Президента РФ. 
 
Как вы знаете, в прошлом году мы перешли к программно-целевому методу формирования бюджета. Это позволит повысить эффективность бюджетных расходов.
 
Но бюджет России должен быть в первую очередь, бюджетом развития. 
 
Чтобы получить импульс к долговременному экономическому росту, нужно вкладывать бюджетные деньги в инфраструктурные проекты и развитие импортозамещение. 
 
У нас огромные перспективы по развитию целого ряда отраслей, поскольку:
 
по товарам легкой промышленности доля импорта в потреблении составляет 82%;
по продовольственным товарам - в среднем около 40%; 
по лекарственным средствам – 80%;
по мебели – 40%;
по бумаге и картону – более 25%;
наконец, развитие отечественных информационных технологий зависит от импортных поставок на 93%. 
Но для того, чтобы импортозамещение развивалось, нужно создать российским предприятиям благоприятные условия для развития производства. 
Сегодня многие наши производители неконкурентоспособны по отношению к иностранным производителям, поскольку находятся с ними в неравных условиях.
Различаются ставки по кредитам, налоговая нагрузка, объем дотаций. 
Поэтому требуется:
первое - снизить ставки по кредитам и дать предприятиям доступ к длинным дешевым деньгам. Мы давно призываем Центробанк к этому, но нас не слышат.  
В Европе и США производителей промышленной продукции кредитуют под 1-2%.
В России – минимум под 8-10%. О какой конкуренции может идти речь в таких условиях?
 
второе - предоставить отечественным производителям максимально возможный объем преференций при госзакупках.
Правила ВТО это допускают. 
И наш Комитет провел очень серьезную работу в этом направлении.
В 2013 году был принят Федеральный закон № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». 
 
Закон кардинально модернизирует всю систему государственных и муниципальных закупок, с деятельностью которой было связано множество нареканий.
 
А это очень большой сектор экономики - с учетом закупок госкомпаний его объем составляет 13 триллионов рублей.
 
Эта сумма сопоставима с расходной частью федерального бюджета.
 
Теперь принятый закон охватывает полный цикл госзакупок: прогнозирование, собственно закупки, контроль и аудит.
 
В законе специально установлен приоритет госзакупок продукции отечественного производства. 
 
Закреплены меры поддержки малого бизнеса (закупки у малого бизнеса должны составлять не менее 15 % от общего объема госзакупок). 
 
Вводится обязательное 3-летнее планирование госзакупок, увязанное с бюджетным процессом.
 
Обеспечивается прозрачность госзакупок, а также общественный контроль за ними.
 
Один из важнейших законопроектов, над которыми работает наш Комитет –                         «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
 
Сейчас в России очень мало качественных и эффективно реализуемых стратегий.
 
Обычно в таких документах много правильных, но далеких от жизни слов, и довольно мало проектных решений. 
 
Поэтому было принято решение на законодательном уровне увязать все планы стратегического развития в единый механизм.
 
При этом мы хотим исключить дублирующие функции и полномочия федеральных и региональных органов власти и органов местного самоуправления. 
 
Принятие законопроекта позволит обозначить долгосрочные ориентиры для бизнеса. 
 
Стратегиями различных уровней будут предусматриваться развитие инфраструктуры в стране.
 
Это, в свою очередь, снизит риски при принятии долгосрочных инвестиционных решений, а также позволит избежать ошибок из-за неверной оценки текущей ситуации на местах.
 
Не менее важно для долгосрочного развития страны и наличие внятной промышленной политики.
 
Промышленность формирует около 30% ВВП и определяет уровень экономического развития страны. 
 
Однако промышленная политика как таковая в России отсутствует.
 
Поэтому нужен новый подход к решению этой проблемы. 
 
В первую очередь, мы должны четко понимать, что, где и как производить, чтобы обеспечить импортозамещение по важнейшим для страны группам товаров.
 
Для этого членами Комитета совместно с Минпромторгом России и был разработан законопроект «О промышленной политике в Российской Федерации».
 
 
 
Законопроект предусматривает, в том числе, налоговые льготы для инвесторов, вкладывающих деньги в создание промышленной инфраструктуры. 
 
А инвесторов, готовых развивать производство продукции, не имеющей аналогов в России или приоритетной для развития страны, заинтересуют дополнительными льготами.
 
 Помимо налоговых льгот, этим инвесторам будут предоставлены льготы по таможенным платежам и по уплате арендной платы за пользование помещениями. 
 
Кроме того, в законопроекте есть раздел о поддержке научно-технической и инновационной деятельности.
 
Ведь для создания конкурентоспособной продукции важно развивать прикладную отраслевую науку на предприятиях и внедрять полученные результаты в производственный процесс. 
 
А упростить продвижение российской продукции на внешние рынки позволят изменения, внесенные  в Федеральный закон «Об экспортном контроле».
 
Эти изменения устраняют избыточные административные барьеры при экспорте наукоемкой продукции.
 
Еще один важный документ, доработка которого ко второму чтению ведется в Государственной Думе – это законопроект «Об основах государственно-частного партнерства в РФ».
 
Цель законопроекта – устранить существующие ограничения, препятствующие реализации крупных инфраструктурных проектов. 
 
Законопроект гарантирует инвесторам-участникам проектов ГЧП, сохранность вложений, справедливое распределение рисков и соблюдение законных интересов.
 
Одной из форм ГЧП являются концессионные соглашения. 
 
В России это, пожалуй, единственный механизм, который довольно успешно применяется в отсутствие рамочного закона о ГЧП.
 
В начале созыва было принято 2 федеральных закона, регулирующих особенности применений концессий в строительстве автодорог и в сфере ЖКХ.
 
Работу над этими законами вел наш Комитет. 
 
А в настоящее время идет подготовка ко 2 чтению законопроекта, расширяющего сферу применения концессий и создающего благоприятные условия для концессионеров.
 
Одно из важнейших направлений работы Комитета – поддержка малого и среднего бизнеса.
 
В развитых странах доля малого бизнеса в ВВП составляет 40-60%, в России – 15-20%.
 
Причина - налоговая нагрузка на малый и средний бизнес сегодня настолько велика, что не позволяет ему нормально развиваться. 
 
Например, в прошлом году по инициативе Минфина и Минтруда страховые  взносы для самозанятых индивидуальных предпринимателей были увеличены в 2 раза.
 
Ведомства рассчитывали таким образом увеличить доходы внебюджетных фондов. 
 
Однако в результате более 600 тыс. предпринимателей ушло из бизнеса, а поступления во внебюджетные фонды сократились.
 
Нашему Комитету удалось добиться снижение страховых взносов до уровня 2012 года для ИП, у которых годовой доход не превышает 300 тыс.рублей.
 
Кроме того, малый бизнес больше, чем кто-либо, страдает от административных барьеров и коррупции.
 
Именно для эффективной защиты малого и среднего бизнеса был принят Федеральный закон «Об Уполномоченных при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей».
 
Закон наделяет Уполномоченного обширными правами. В том числе:
защищать интересы бизнеса в судах;
приостанавливать действие нормативных актов по вопросам предпринимательства;
обжаловать решения арбитражных судов. 
 
Кроме того, свои уполномоченные по правам предпринимателей теперь есть и в регионах, что обеспечивает оперативное решение проблем бизнеса на местах.
 
И в заключение хочу отметить, что Комитет в своей работе опирается на мнение широкого круга представителей научных и экспертных организаций.
 
В частности,  на площадке Комитета регулярно проходят заседания Научного совета Научно-практического центра «Экономика» при Президиуме Генсовета Партии «Единая Россия».
 
В состав Совета вошли ведущие российские ученые и эксперты, а возглавили его  ученые с мировым именем, академики РАН А.Г.Аганбегян и В.В.Ивантер.
 
Выработанные по итогам заседаний Научного совета предложения и рекомендации по решению проблем развития российской экономики направляются руководству Партии «Единая Россия» и Государственной Думы, в Администрацию Президента РФ и в федеральные министерства.
 
Издаются сборники материалов заседаний Совета. С этими материалами также можно ознакомиться на сайте Комитета.