Тезисы выступления на 2-ом Всероссийском форуме «Вернуть лидерство» «Как повысить конкурентоспособность российской экономики», 24 апреля 2014 года

 В условиях усложнения политической и экономической ситуации в мире будущее России полностью зависит от уровня ее конкурентоспособности.

А сегодня уже очевидно, что конкурентоспособность российской экономики более не может обеспечиваться за счет наращивания темпов добычи и экспорта нефти и газа.

Об этом свидетельствует снижение темпов экономического роста до 1,3% в 2013 году – и это несмотря на относительно благоприятную конъюнктуру мировых цен на энергоносители.

Замедление развития российской экономики обусловлено внутренними причинами.

Наиболее серьезные из них - это отток капитала и сокращение государственных инвестиций.

За последние 6 лет суммарный отток капитала превысил 400 млрд.долларов.

Масштабы вывоза капитала продолжают возрастать, в том числе, и потому, что у бизнеса нет ясности, куда и во что инвестировать.

Кроме того, очень велики предпринимательские риски, связанные с волатильностью законодательства и отсутствием надежных гарантий защиты инвестиций.

Инвестиции в основной капитал за первый квартал 2014 года у нас снизились на 4,8%.

Во многом это связано с тем, что крупные проекты (Универсиада в Казани, саммит АТЭС, Зимняя Олимпиада в Сочи) уже завершены, а реализация новых проектов еще не начата.

Чтобы повысить свою конкурентоспособность, России нужно, в первую очередь, сократить зависимость от импорта.

А для этого требуется ускоренно развивать импортозамещение.

У нас хорошие перспективы по развитию целого ряда отраслей, поскольку:

    • по товарам легкой промышленности доля импорта в потреблении составляет 82%;

    • по продовольственным товарам - в среднем около 40%;

    • по лекарственным средствам80%;

    • по мебели40%;

    • по бумаге и картонуболее 25%;

    • наконец, развитие отечественных информационных технологий зависит от импортных поставок на 93%.

Но для того, чтобы импортозамещение в нашей стране развивалось, нужно создать российским предприятиям благоприятные условия для развития производства.

Сегодня многие наши производители неконкурентоспособны по отношению к иностранным компаниям, поскольку находятся в неравных условиях.

Различаются ставки по кредитам, налоговая нагрузка, объем дотаций, отсталое и изношенное оборудование.

Поэтому необходимо:

 

  1. В первую очередь, снизить ставки по кредитам.

Если в Европе и США производителей промышленной продукции кредитуют под 1-2%, то в России – под 8-10% и выше.

 

  1. Снизить страховые взносы для малого и среднего бизнеса до 14%.

 

  1. Предоставить отечественным производителям максимально возможный объем преференций при госзакупках, начиная с местного и регионального уровня и заканчивая федеральными закупками (правила ВТО это допускают).

 

Напомню, что в принятом Государственной Думой в прошлом году федеральном законе «О контрактной системе…» установлен приоритет закупок продукции отечественного производства.

Ежегодный объем госзаказа составляет порядка 8 трлн.рублей.

Примерно на такую же сумму осуществляют свои закупки госкомпании, госкорпорации и организации с госучастием.

Все это означает, что механизм госзаказа может стать мощнейшим стимулом для развития импортозамещения.

 

Теперь несколько слов о ЛОКОМОТИВАХ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ:

 

Инвестиции в развитие инфраструктуры.

Государственные вложения в инфраструктуру позволят создать новые рабочие места и придать импульс развитию промышленности.

Во время кризиса большинство развитых стран (Великобритания, Канада и др.) вкладывает деньги именно в развитие инфраструктуры.

Увеличение инвестиций в инфраструктуру на 10% обеспечивает прирост ВВП на 1%.

Чтобы продолжать развиваться, России нужно ежегодно вкладывать в инфраструктуру дополнительно 2-3 трлн.рублей.

А в целом нужно увеличить норму инвестирования до 30% ВВП (сейчас – 20%).

 

Развитие АПК.

Богатство России и важнейшее ее конкурентное преимущество – российская земля, и она должна работать.

В кооперации с другими государствами мы можем прокормить около 1 млрд. человек. Важно осуществить переход к современному земельному рынку на основе выкупа права аренды земли и залога продукции с этой земли.

Необходимо в разы увеличить объемы погектарной поддержки сельхозпроизводителей.

В Евросоюзе субсидии сельхозпроизводителям в среднем составляют, по оценкам экспертов, более 300 евро на гектар. В России этот показатель не превышает 1000 рублей.

Развитие промышленности.

Нужно определить приоритетные отрасли, в которые надо вкладывать деньги и которые надо поддерживать с помощью системы госзаказа.

В частности, нужно вкладывать деньги в развитие глубокой нефте- и лесопереработки, нефтехимии, авиа- и судостроения, ракетно-космической промышленности.

Необходимо также обновлять основные фонды (срок их службы в России доходит до 50 лет).

Устаревание основных фондов увеличивает издержки бизнеса, делает продукцию неконкурентоспособной и приводит к росту импорта.

Необходимо восстановить инвестиционную льготу по налогу на прибыль.

Развитие жилищного строительства.

У нас ¼ населения живет в неблагоустроенных домах без водопровода и канализации.

Надо предоставить людям дешевую ипотеку.

Это даст толчок к развитию не только жилищного строительства, но и сопутствующих отраслей (особенно промышленности стройматериалов).

Увеличение объемов жилищного строительства на 10% способно обеспечить прирост ВВП на уровне 0,6% - 0,7%.

И наконец, развитие «экономики знаний» (науки, образования, здравоохранения, информационных технологий).

Сейчас мы тратим на развитие «экономики знаний» 15% ВВП (Евросоюз – 35%, США – 45%).

Нужно возродить прикладную науку на предприятиях.

Без этого инновационного продукта мы никогда не получим.

 

Необходимо также:

  • перейти от фискальной к стимулирующей функции налогов;

  • нацелить Центробанк на создание благоприятных условий для развития реального сектора экономики;

  • рассмотреть вопрос об изменении бюджетного правила, поскольку без этого нам не решить всех перечисленных проблем;

  • уделить особое внимание качеству бюджетных госпрограмм.

 

Без реализации этих системных мер обеспечить конкурентоспособность России в экономике, бизнесе, государственном управлении, науке, образовании, медицине будет крайне проблематично.

Что же касается законотворческой деятельности, то здесь безусловным приоритетом будет рассмотрение и принятие следующих базовых законопроектов:

- о государственном стратегическом планировании (принят в первом чтении);

- о государственно-частном партнерстве (принят в первом чтении);

- о промышленной политике (разработан, готовится к внесению в Гос.Думу);

Эти законы, увязанные в единую систему, а также закон о контрактной системе и бюджетные госпрограммы должны стать главными инструментами политики повышения конкурентоспособности Российской Федерации.