Тезисы выступления И.Н. Руденского по Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов, 24 октября 2014

 Уважаемый Сергей Евгеньевич!

Уважаемые коллеги!

 

Комитет по экономической политике рассмотрел прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на предстоящие три года и считает, что он может служить основой для формирования федерального бюджета на 2015 год и плановый период 2016 и 2017 годов.

Поскольку прогноз разрабатывался несколько месяцев назад, то в него заложены достаточно оптимистические сценарные условия развития экономики. Главным образом, по цене на нефть (в 2014 – 104, в 2015 – 100), которая сейчас уже упала до 85 долларов за баррель.

Это создает определенные риски при исполнении федерального бюджета.

Но определенный запас прочности бюджету придают резервы, которые заложены для нивелирования негативных тенденций (например курс доллара на 2015 год принят 37,7 руб, а сейчас он уже 41,5 руб.).

В качестве базового варианта прогноза, использован сценарий развития, с ожидаемым темпом прироста ВВП в 2015 году 1,2%.

К 2017 году Правительство ожидает прирост ВВП 3%.

Комитет считает, что запланированных показателей можно достичь только при форсированном росте инвестиций в основной капитал на уровне хотя бы 8% в год.

И это самый главный вопрос – как нам обеспечить в непростых условиях рост экономики.

И в Указе Президента 2012 года сказано, что необходимо увеличить норму инвестиций до 25% к 2015 году, а у нас сегодня 19% и с тенденцией к снижению.

 

 

Комитет поддерживает намерения Правительства по:

1) сокращению заимствований на внешнем и внутреннем рынках, в том числе в целях экономии на обслуживании госдолга.

2) финансированию из Фонда национального благосостояния масштабных инвестиционных проектов (415 млрд рублей БАМ, Транссиб, центральная кольцевая автодорога)

3) выделению средств на развитие моногородов (26,6 млрд рублей на три года),

4) инновационных кластеров (2,5 млрд рублей)

5) поддержку производства экспортоориентированной высокотехнологичной продукции (44,3 млрд рублей на 3 года)

6) повышение трудовой мобильности населения (6 млрд рублей на 3 года)

7) кроме того, в бюджете заложен резерв на поддержку отраслей экономики в размере 70 млрд рублей.

Мы считаем, что уже сегодня его необходимо распределить на импортозамещение и поддержку непосредственно тех направлений, которые дадут быстрый экономический эффект.

Это, прежде всего:

- строительство логистических центров в агропромышленном комплексе,

- развитие мелиорации земель сельхозназначения,

- компенсация процентных ставок по инвестиционным кредитам, связанным с импортозамещением, т.е. на увеличение инвестиций,

- и создание новых высокотехнологичных производств в промышленности.

Правительство оставило за собой право распределения этого резерва самостоятельно, но мы считаем, что решения об использовании этих средств должны приниматься с учетом мнения Парламента.

 

 

 

Также, на наш взгляд, необходимо разработать программу управления неосвоенными остатками средств и использования их на инвестиционные цели. Планируем дефицит, а по 2014 году – профицит (1,1 трлн.р.). То есть мы, искусственно недофинансируем развитие экономики, направляя неосвоенные средства в резервный фонд.

И в заключении хотелось бы остановиться на качестве госпрограмм и их исполнении.

В большинстве своем госпрограммы представляют собой набор мероприятий, которые механически собираются в одну программу.

Текущие расходы, в том числе на содержание госаппарата, не отделены от инвестиционных, и это затрудняет оценку эффективности вложения этих средств и не позволяет правильно определить целеполагание.

Сегодня крайне актуальна проблема эффективности использования бюджетных средств. В частности Государственная Дума, Счетная Палата постоянно выявляют неэффективное расходование средств.

Например, по автомобильной промышленности исполнение бюджета за первые полгода составило 22,8% от выделенных средств, по транспортному машиностроению – 25%, а если взять важнейшую подпрограмму «Станкоинструментальная промышленность» – то по ней за полгода не был освоен ни один рубль. А по лесопромышленному комплексу – всего 13,3%.

Что касается программы развития промышленности и повышения ее конкурентоспособности, то исполнение программы за первое полугодие текущего года составило менее 30%.

И хотелось бы понять: или эти средства не доводятся своевременно до ведомств, или это недоработка профильных министерств.

Комитет считает, что государственные программы должны быть существенно переработаны ответственными ведомствами и стать эффективным механизмом развития, с помощью которого увязываются стратегическое и бюджетное планирование.