Материалы к инвестиционному форуму Рязанской области (07.10.2014)

ВОПРОС: В последнее время из-за режима санкций приток внешних инвестиций в российскую экономику существенно сократился. Что может каждый регион сделать для удержания тех иностранных инвесторов, которые уже заявили о своих планах развития в России? Или может быть нужно делать ставку на российских инвесторов?

 

ОТВЕТ НА ВОПРОС:

Считаю, что в условиях санкций России необходимо сосредоточить усилия, прежде всего, на поддержке отечественных производителей и эффективной защите их интересов в международных торговых спорах.

 

И одновременно - продолжать вести предметный конструктивный диалог с нашими европейскими партнерами, невзирая на политические разногласия. Это крайне важно, поскольку экономика Евросоюза сильно интегрирована с российской экономикой.

 

И уже сейчас очевидно, что эскалация санкций приносит всем сторонам больше вреда, чем пользы.

 

Наша страна настроена на конструктивный диалог даже в условиях недружественного применения к нам санкций. Мы не собираемся действовать по принципу «око за око, зуб за зуб» и усложнять условия ведения бизнеса для иностранных партнеров.

 

Мы намерены и далее использовать язык дипломатии и вести диалог за столом переговоров.

 

Поэтому те иностранные инвесторы, которые уже заявили о своих планах развития бизнеса в России, уверен, могут быть спокойны за реализацию этих планов.

 

Что касается привлечения инвесторов и удержания их интереса к реализации проектов на территории России, то роль регионов здесь огромна.


 

Именно от руководства субъектов РФ, располагающего мощными рычагами воздействия на экономическую, политическую и правовую ситуацию в регионах, зависит инвестиционная привлекательность территорий.


 

И на данный момент в целом ряде регионов накоплен значительный опыт по созданию благоприятных условий для открытия новых предприятий и реализации инвестиционных проектов.


 

Основные методы привлечения инвесторов, которые используются в регионах:

- предоставление налоговых льгот (на срок от 2 лет и более). В основном инвесторы пользуются пониженными ставками или освобождаются от налогов на прибыль, имущество, землю и транспорт;

- ускоренный порядок оформления документов, необходимых для запуска инвестпроектов;

- информирование инвесторов о наличии свободных производственных и строительных площадок (особенно удобные государственные информсервисы предлагаются инвесторам в Калужской, Смоленской, Рязанской и Псковской областях);

- упрощенная процедура предоставления земельных участков (успешная практика сложилась в Кировской, Нижегородской, Брянской, Пензенской, Калининградской областях).


 

Кроме того, серьезная работа по улучшению инвестклимата ведется и на общефедеральном уровне.


 

В 51 регионе России внедрен Инвестиционный стандарт, разработанный Агентством стратегических инициатив.


 

Опыт «пилотных регионов», которые первыми апробировали Инвестстандарт на практике, показывает, что его внедрение способствует постепенному повышению прозрачности отношений бизнеса и власти, обеспечению доступности энергетической и коммунальной инфраструктуры для бизнеса, упрощению разрешительных процедур в строительстве.


 

17 сентября Госдумой был принят в первом чтении важный закон, который даст региональным властям право создавать ОЭЗ в тех секторах экономики, которые определят сами регионы, и формировать льготные условия для ведения бизнеса.


 

Сегодня такое право у регионов отсутствует.


 

После принятия закона ОЭЗ будут делиться на федеральные (по видам деятельности) и региональные.


 

При этом региональные зоны, в свою очередь, будут подразделяться на несколько подвидов (технопарки, индустриальные парки, промпарки, агропромпарки).


 

Регионы получат широкие полномочия – в первую очередь, по предоставлению резидентам ОЭЗ налоговых льгот и преференций.


 

Речь идет о льготах по налогу на прибыль, предусматривается освобождение от уплаты водного налога - бессрочно, а также земельного, транспортного налога и налога на имущество на срок 10 лет.

 

Благодаря этому мы сможем сформировать комфортные условия для развития производства, что будет способствовать созданию высокопроизводительных рабочих мест, повышению производительности труда и налаживанию производства новых видов продукции.


 


 

ТЕЗИСНО - МАТЕРИАЛ К ДИСКУССИИ:

 

Сегодня существует 2 подхода к управлению экономическим развитием нашей страны:

 

- первый – максимально сжимать денежную массу и ограничивать расходы (прежде всего, инвестиционные);

- второй – наращивать инвестиции в реальный сектор экономики, в создание новых производств и обновление действующих.

 

Совершенно очевидно, что только при реализации второго подхода у нашей страны появится шанс выйти из сложной экономической ситуации, увеличить долю реального сектора в экономике и преодолеть критическую зависимость от импорта.

 

Поэтому первое, что следует сделать в части импортозамещения - это:

 

- провести полную ревизию промышленного потенциала;

 

- определить, какие именно виды импортной продукции мы можем заместить собственным производством (это могут быть, прежде всего, товары легкой промышленности, продукты питания, лекарственные средства);

 

- создать все необходимые условия для развития импортозамещающих производств на территории страны.

 

К сожалению, сегодня многие наши предприятия не в состоянии конкурировать с иностранными производителями, в том числе по степени тяжести налогового бремени.

 

На данный момент совокупный уровень налоговой нагрузки у нас составляет 50,7%. Это намного выше, чем в развитых странах и даже больше, чем во многих развивающихся странах.

 

Поэтому для того чтобы российский бизнес начал организовывать внутри страны новые производства, нужно ввести мораторий на рост налогов и страховых взносов для предприятий, работающих в реальном секторе экономики.

 

Еще одна серьезная проблема, с которой сталкиваются российские промышленные предприятия – невозможно получить долгосрочный недорогой кредит на создание нового производства или расширение действующего.

 

Президент поручил решить эту проблему через запуск механизма проектного финансирования. Но выдача льготных кредитов на 3 года (как предлагает Минэкономразвития) не решит эту проблему - новое предприятие строится примерно 3 года, поэтому ему просто будет нечем расплачиваться по кредиту.

 

Да и стоимость кредита – «ключевая ставка + 1%» в 3-4 раза выше, чем в ЕС, Японии, США.

 

В этих непростых условиях достаточно часто звучат предложения сдерживать рост денежной массы и сокращать госрасходы (в первую очередь, инвестиционные).

 

Но это тупиковый путь, и сегодняшняя ситуация в экономике наглядно демонстрирует, к чему привело и еще может привести сокращение инвестиций.

 

Инвестиции – это двигатель экономического развития.

 

Если мы продолжим уменьшать объем инвестиций, нас ждет лишь дальнейшее сокращение объемов производства (и закономерный рост цен вследствие дефицита товаров), закрытие предприятий, рост безработицы и социальной напряженности.

 

Вместо того чтобы урезать инвестрасходы или в очередной раз увеличивать налоговую нагрузку на бизнес, нужно было бы сосредоточить все усилия на повышении нормы инвестиций (и в майских указах Президента от 2012 года уже есть ориентир - 25% ВВП к 2015 году).

 

Но сегодня этим никто не хочет заниматься.

 

Поэтому мы предлагаем:

 

  1. Перейти к политике форсированного инвестирования в реальный сектор экономики, ежегодно наращивая инвестиции в основной капитал на 8%.

 

Приоритетные направления инвестирования:

- строительство новых предприятий и технологическое перевооружение действующих;

- создание развитой инфраструктуры в виде скоростных автострад и скоростных железных дорог;

- кратное увеличение объемов жилищного и социального строительства;

- развитие «экономики знаний».

 

Источники для доп.инвестиций - ресурсы банковского сектора, временное заимствование ЗВР на возвратной основе, увеличение дефицита бюджета до безопасного уровня 3% (как в ЕС), возврат 50-процентной инвестльготы и снижение ставок по кредитам для предприятий реального сектора экономики.

 

  1. Ввести ускоренную амортизацию (30% в первый год работы) для всех промышленных предприятий, работающих на импортозамещение и экспорт, а не только для высокотехнологичных производств.

 

  1. Ввести мораторий на увеличение налогов и страховых взносов в отношении промышленных предприятий сроком хотя бы на 3-5 лет.

 

  1. Ввести годовой мораторий на проверки бизнеса, работающего в производственной сфере.