Материал к дискуссии Меркурий-клуба по вопросам освоения арктических территорий (08.10.2014)

 Общая характеристика Арктической зоны Российской Федерации

Арктическая зона Российской Федерации (далее – Арктическая зона)это часть Арктики, в которую входят полностью или частично территории Республики Саха (Якутия), Мурманской и Архангельской областей, Красноярского края, Ненецкого, Ямало-Ненецкого и Чукотского автономных округов (решение Госкомиссии по делам Арктики при СовМине СССР от 22.04.1989 г.).

В состав Арктической зоны также входят земли и острова Северного Ледовитого океана и прилегающие к этим территориям, землям и островам внутренние морские воды, территориальное море, исключительная экономическая зона и континентальный шельф, в пределах которых Россия обладает суверенными правами и юрисдикцией (Постановление Президиума ЦИК СССР от 15.04.1926 г.).

Площадь Арктической зоны - около 9 млн. км2. Здесь проживает более 2,5 млн. человек (т.е. менее 2% населения страны и около 40% населения всей Арктики).

При этом в Арктической зоне создается 12-15% ВВП страны и обеспечивается около ¼ российского экспорта.

 

Извлекаемые ресурсы углеводородов континентального шельфа в Арктической зоне Российской Федерации составляют свыше 83 млрд. тонн условного топлива (в том числе около 13 млрд. тонн нефти и конденсата и более 70 трлн. м3 природного газа).

Наибольшая доля углеводородных ресурсов (около 70%) приходится на Баренцево и Карское моря.

Извлекаемые ресурсы Баренцева моря (т.е. запасы топлива, вовлечение которых в разработку экономически эффективно) оцениваются в 30,3 тонн условного топлива, Карского моря (включая заливы и губы) - 41,2 млрд. тонн условного топлива.

Соответственно, на данный момент извлекаемые запасы (т.е. часть извлекаемых ресурсов, которая может быть рентабельно извлечена на поверхность) углеводородов Баренцева моря составляют 5,0 млрд. тонн условного топлива, Карского моря – 7,2 млрд. тонн.

 

Поскольку в Арктике добывается более 80% российского газа, совершенно закономерно, что доминирующее положение в структуре экономики Арктической зоны занимает газовый комплекс.

Второе место в структуре Арктической зоны занимает горнопромышленный комплекс (преимущественно золотодобыча и медно-никелевая промышленность Норильского промышленного узла). По запасам и объемам добычи медно-никелевых руд Россия занимает первые места в мире.

В Арктической зоне также добывается значительная часть российских алмазов, 100% сурьмы, апатита, флогопита, вермикулита, барита, редких металлов; свыше 95% металлов платиновой группы, более 90% никеля и кобальта, 60% меди.

 

Третье место в хозяйственной структуре Арктической зоны занимает рыбный комплекс (добывается более 1/3 всей рыбы и морепродуктов в России, производится около 20% рыбных консервов).
 

Общая стоимость минерального сырья арктических недр превышает 30 трлн. долл., причем 2/3 в этой стоимости составляют топливно-энергетические ресурсы.

 

Проблемы, связанные с освоением Арктической зоны

Важнейшее противоречие в новейшем развитии Арктической зоны - российское лидерство в площади пространств, численности населения, совокупного валового продукта, природно-ресурсного потенциала – с одной стороны,

и российское отставание в качественных показателях подушевого валового продукта и располагаемого дохода, финансового потенциала, степени интеллектуальности социального и экономического развития, - с другой стороны.

 

Российская арктическая научная школа была мировым лидером на протяжении десятилетий.

Однако теперь, в результате резкого свертывания научной активности в последние 20 лет, это лидерство утрачено.

Обладая самой большой по площади Арктической зоной, Россия имеет скромные достижения в накоплении новых знаний, самый низкий уровень геолого-геофизической изученности.

Степень изученности бурением континентального шельфа Западной Арктики составляет 0,08

м/кв. км, что в 20 раз меньше, чем в норвежском секторе Северного моря.

Арктические акватории России абсолютно не изучены сейсморазведкой. Ослаблены позиции России в области геологического изучения арктического дна, создании объектов инфраструктуры, лицензировании участков недр, перспективных на нефть и газ.

В то же время в прибрежной зоне Аляски, Гренландии ведут активную работу интеллектуальные фирмы, оказывающие услуги сейсморазведки, с использованием новых технических средств и технологий.

 

Гидрографический флот Арктики из-за бюджетных ограничений фактически прекратил обследование опасных для судоходства районов, не может полноценно обеспечить

уточнение навигационных карт, техническое обслуживание навигационных знаков и маяков, совершенствование радиотехнических и спутниковых средств навигации.

 

Недостаточно интенсивно развивается гидрометеорологическое обеспечение судоходства, в первую очередь безопасной эксплуатации трасс Северного морского пути.

Причины - сокращение числа полярных станций, медленное внедрение автоматических гидрометеорологических станций, отсутствие отечественных космических аппаратов, позволяющих освещать ледовую обстановку в Арктике в условиях облачности и полярной ночи.

 

Государственные геологические карты устаревают быстрее, чем появляется современная геолого-картографическая информация.

Такая же ситуация - с бурением параметрических и сверхглубоких скважин, мониторингом состояния недр и опасных геологических процессов.

 

Морские исследования осуществляются в условиях массового старения научного флота. Не более 10% судов оснащены аппаратурой пространственной съемки (в США -100%).

 

Научные экспедиции - это основа для получения знаний об Арктике, необходимых, прежде всего, для решения задач научно-оперативного обеспечения оборонной и хозяйственной деятельности в этом регионе.

Но в последние 20 лет проведение исследовательских экспедиций и даже содержание научных коллективов во все большей степени зависели от помощи со стороны зарубежных стран.

Водная, энергетическая, экологическая безопасность и транспортная доступность

многих местных сообществ Арктической зоны не обеспечена. Обладая крупными запасами качественной питьевой воды, население макрорегиона сталкивается с ее дефицитом.

 

Электроэнергетика – это еще одно слабое звено производственной инфраструктуры Арктической зоны, которое сдерживает развитие промышленности.

Причины:

- раздробленность энергетического и теплового хозяйства (большое кол-во дизельных электростанций, работающих на устаревшем оборудовании);

- отсутствие у субъектов местного энергетического хозяйства ресурсов для инвестиционной модернизации и стимулов к повышению эффективности;

- недостаточная приспособленность оборудования к экстремальным условиям эксплуатации.

Более половины поселений Арктической зоны не имеет круглогодичной транспортной связи.

В критическом состоянии находятся основные звенья арктической транспортной

системы. Объемы перевозок по Северному морскому пути сократились за последние два

десятилетия в три раза, по восточному сектору в 30 раз.

Не осуществляется планомерное воспроизводство выбывающего из эксплуатации

атомного и дизельного ледокольного флота.

В кризисном состоянии аэропорты арктических городов и поселков, где авиация

является основным или безальтернативным видом транспорта.

Тарифы на местные авиаперевозки в тех поселениях Арктики, где воздушный транспорт является безальтернативным, несоизмеримы с уровнем доходов населения.

Поэтому для большинства жителей Арктической зоны закрыта возможность свободного перемещения.

Кроме того, нарушение работы морского транспорта, несвоевременная доставка топлива, продовольствия и других товаров в Арктику ввиду коротких сроков арктической навигации создают угрозу жизни работающего здесь населения.

Изолированность арктических поселков и одновременное сокращение числа фельдшерско-акушерских пунктов и сельских участковых больниц, ликвидацией передвижных форм обслуживания, приводят к недоступности медицинской помощи для местных жителей.

Накануне развертывания крупных мегапроектов Арктическая зона сталкивается с

возрастающим дефицитом квалифицированных кадров в результате их масштабного оттока в центральные районы России.

Профессиональные кадры арктических регионов стареют, а система образования

недостаточно эффективно работает на их воспроизводство.

Во многих территориях ресурсные корпорации активно не вовлечены в процесс обучения и переподготовки кадров: не участвуют в создании программ обучения, не принимают молодежь на стажировку, не направляют на повышение квалификации своих сотрудников.

Федеральное законодательство по Арктической зоне несистемно, фрагментарно и

архаично, не соответствует современным вызовам, которые возникают в связи с задачами модернизации арктической экономики.

В нем сохраняется значительное количество пробелов (например, нет законодательной базы для деятельности ледокольного флота, для функционирования вахтовых поселений в Арктике, для закрытия поселений, в которых ликвидировано градообразующее предприятие и др.).

До сих пор не принят базовый закон по Арктической зоне, и нет даже актов Правительства РФ в отношении этого важнейшего макрорегиона страны.

Госкомитет по делам Севера упразднен, а адекватная современным задачам и вызовам структура, координирующая действия всех уровней власти в Арктике, не создана.

В результате позиции федеральных ведомств по вопросам развития Арктической зоны России рассогласованы, а взаимодействие уровней властной вертикали в решении этих вопросов неэффективно.

В России не сформирована законодательная база для недропользования в условиях арктического шельфа.

Не определены даже фундаментальные понятия (например, что такое хозяйственно осваиваемый шельф). Современная система государственного регламентирования недропользования чрезвычайно негибка.

Неопределенность налогового и таможенного законодательства приводят к дополнительной нагрузке на инвестора при освоении арктических регионов.

В отличие от бизнес-циклов обрабатывающей промышленности экономики умеренной зоны, в ресурсных циклах Арктической зоны нет встроенных механизмов возрождения.

Именно поэтому здесь основную роль должны играть инструменты финансовой политики, которая перераспределяет рентный доход от эксплуатации невозобновляемых природных ресурсов в пользу других секторов.

Привлечение инвестиций в освоение арктических территори й и дальнейшее развитие

Мировой опыт показывает - чтобы привлечь инвесторов в трудный для освоения регион, нужны налоговые льготы и прочие преимущества.

В последнее время руководство страны делает акцент на создание территорий опережающего развития (ТОР). Первые в стране ТОР будут созданы в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.


Предприятия, расположенные в таких зонах, могут получить 5-летние каникулы по налогу на прибыль, НДПИ (за исключением нефти и газа), налогам на землю и имущество, а также льготную ставку страховых взносов.


Система мер госууправления по развитию Арктики должна включать организационные, правовые, финансовые и информационные механизмы.

Эти механизмы должны быть обеспечивать расширение финансового потенциала Арктической зоны России и формирование новой экономики Арктической зоны:

- основанной на знании и инновациях;

- гибкой и мобильной;

- способствующей модернизации базовых ресурсных комплексов, реконструкции и развитию основных инфраструктурных систем;

- модернизации социального и жилищно-коммунального сектора;

повышению устойчивости развития коренных малочисленных народов Севера;

смягчению экологических проблем;

совершенствованию пространственного развития Арктической зоны и оптимизации внешних экономических связей.